Русской, или цыганской, семиструнной гитаре – более двухсот лет! И если до революции именно эта разновидность инструмента была наиболее распространенной в России, то сегодня ее используют в основном исполнители русских романсов и некоторые барды – например, Александр Розенбаум и Сергей Никитин.
В чем же состоят основные различия между семистрункой и классической гитарой?
Кроме основного различия – числа струн – и обусловленной им разницы в строе, семиструнные гитары отличаются от традиционных меньшими размерами и глубиной корпуса, количеством ладов и способом крепления грифа.
В классической гитаре гриф вклеен в корпус, в то время как на подавляющем большинстве семиструнок он крепится помощью винта с четырехгранной головкой. Такая конструктивная особенность дает инструменту ряд дополнительных возможностей:
- изменять высоту струн для разных манер исполнения;
- создавать эффект глубокого вертикального вибрато, когда гриф оттягивается «на себя», и тональность взятого аккорда повышается;
- получить звук своеобразного тембра, и особые «народные» обертоны, обусловленные расположением струн под большим углом к деке.
Именно благодаря регулируемому грифу, нависающему над розеткой, стало возможным увеличить количество ладовых порожков до 24 (в классических гитарах – 12 ладов).
Ранние версии русской семиструнки – в отличие от английской и испанской разновидностей инструмента – обладали удобным выпуклым грифом, который позволял добиться большей чистоты звука при прижатии басов большим пальцем левой руки. Радиусированный гриф и лады определяли соответствующую выпуклую конструкцию подставки, похожей на скрипичную. Позже, после распространения приема баррэ, русские гитары стали также производить с плоским грифом.
Что касается параметров, то, в отличие от классической гитары, семиструнка не имеет четкого эталона ширины грифа и расстояния между струнами. А вот толщина грифа не отличается от обычного.